Уважаемые предприниматели!
Если вы открываете или расширяете в Черноголовке свой бизнес или просто хотите рассказать о ваших товарах или услугах — напишите нам письмо.

Форум (Образование)

Писать в форуме могут только зарегистрированные пользователи.
09:30  5 февраля 2011
Юля
Ответов: 5(15)

открытое письмо преподавателя литературы по поводу введения новых образовательных стандартов старшей школы

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=7497&st=10

Мария Чистякова
"Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом....".

С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Ищу работу. Какую? Да любую осмысленную: в любой коммерческой фирме, социальным работником. В конце концов, в юности меня очень привлекала работа санитарки в больнице: мытье полов, судна, добрые разговоры с больными людьми. Все это - гораздо более ценно, чем то, что на сегодняшний день мне предложило государство.

Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии, в серебряной и золотой медальных. Один из тех учеников - в 27 лет дипломат в Польше. Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль - он тогда был у большинства моих выпускников.

В 2005-м отксерокопировала все сочинения, написанные выпускниками на последнем в нашей истории письменном экзамене по литературе. Дала почитать коллегам. Храню.

В 2008-м в последний раз провела устный экзамен по литературе. Последнюю консультацию отсидели до последней минуты, бегом побежали репетировать спектакль к последнему звонку. Помню этот момент.

Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники - 30 шедевров лирики 20 века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы тома 2 из «Войны и мира» Толстого, по-прежнему читаю сочинения. Но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.

Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан. Для этого оно обеспечивает школьникам шесть часов литературы в неделю (именно столько у меня сейчас в 10-11 классе), а я должна проявить усилие, и прочитать и осмыслить с детьми все, что было наиболее ценно в великой русской культуре 19-20 веков. И пусть с 2008 года у государства нет цели проверить результаты моей работы, почему-то ему это с 2008 года оказалось не нужно, я все равно работаю как раньше, когда были экзамены, и назначаю эти экзамены сама.

И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно - только предмет русский язык для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? Просто то, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить , выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило: ему больше не нужны личности. А я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалось от воспитания свободных граждан своей страны. Отказалось от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.

Мне скажут: а ведь все Ваши ученики выберут именно литературу, а как же Ваш опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку! Как же дети будут поступать? Остался предмет, который будут обязательно выбирать - русский язык!

Здесь все просто. Я не хочу, чтобы выбирали меня и мое преподавание, я хочу, чтобы знание основ русской духовной культуры, сконцентрированное прежде всего в литературных произведениях 19 -20 века, было обязательным для ученика российской государственной школы, если уж в стандартах поставлена цель воспитания гражданина.

Преподавание литературы было для меня все последние годы оправданием уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Я вела русский только потому, что была возможность преподавания литературы. Я на самом деле считаю преступными и свои результаты на протяжении 5 лет в среднем по классу ( всегда больше 70%), и получение моим учеником (отнюдь не самым сильным) 100 баллов на ЕГЭ по русскому в 2010 году. Сначала пыталась удержать принцип: давать знания о законах языка, воспитывать грамотность, а не готовить к тестам. Сейчас стало понятно: старые принципы нивелируются вполне, уроки постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил.

Если речь идет о сочинении-рассуждении (задание С к ЕГЭ), можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда требую написать сочинение-рассуждение (часть С), прекрасно понимаю, что совершаю настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией текстов, зато несущих «духовно-нравственное» содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой стопор, когда знакомятся с опусами для задания С к ЕГЭ. А ведь еще нужно их заставить выполнить работу по четким критериям: основная идея, комментарий, авторская позиция, личная позиция, аргумент!!! Попробуйте объяснить школьникам, зачем это необходимо? Я не хочу лгать, и говорить детям правду о новой действительности тоже больше не хочу.

- В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.

- я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.

- Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.

- Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

- Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.

- Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.

А родители должны понять, что культура их собственного ребенка - это с введением новых государственных образовательных стартов старшей школы только их задача и ничья более.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы

02:09  6 марта 2012
Капка
Ответов: 0
Бессмысленная истерика, на мой взгляд. Давайте теперь все учителя нечто подобное напишут. Учитель физики прорыдает, что физика никому не нужна, никто не хочет изучить законы природы, понять смысл явлений, а потому не хочет стать личностью. Учитель биологии со слезами доложит, что никто не хочет понять, кто мы и откуда, какова наша природа, а значит, никто не хочет стать личностью. Учитель информатики уволится тоже, потому что информатику теперь тоже можно выбирать, а кто не выберет, тот останется дремучим неучем в стороне от всего мира.
А Вы не подумали, что не всем литература легко дается. Ладно еще прочитать, а на-пи-сать сочинение... Ну нет таланта, язык не подвешен, да скучно, прямо сказать. Зато задачки по математике щелкает. И не перестает быть личностью, заметьте. Потому что любой ученик личность от рождения, а не только благодаря урокам литературы. Личность со своими интересами, со своим внутренним миром, где не всегда есть место Наташе Ростовой и Евгению Онегину. Ну уж так случилось. На то они и литературные произведения, чтобы одним нравиться, а другим нет.
Вы не подумали, что в любом виде деятельности прежде чем начать творить, надо тупо тренироваться, повторяя простые вещи многожды, чтобы применять их позже в творчестве автоматически, чтобы они стали основой, платформой для дальнейшей деятельности. Вот этого от Вас и требуют новые стандарты. Ничего ужасно, на мой взгляд. Но если не можете быть хорошим тренером - уходите, конечно.
А еще скажу, лить воду на 7 листов в прежних сочинениях значительно проще, чем быстро сконцентрироваться на теме современного эссе и выдать короткий, но ёмкий ответ. Здесь требуется великое искусство оратора, который готов высказаться абсолютно по любой теме. Кратко. Ёмко. Ярко. Для этого нужно быть значительно более образованным и эрудированным человеком, чем для написания стандартного сочинения об образе литературного героя. Не можете этому научить - уходите. Ваше время прошло.
С другой стороны, как думаете, легко было учителям, скажем, в суровые военные годы? Голод, холод, отсутствие учебников и тетрадей, жестокая цензура всего и вся. НО! Учителя не увольнялись, не ныли, а работали. И поверьте, были прекрасные учителя! Даже в условиях идеологических ограничений. Так что работать надо, а не рефлексии предаваться.
А культура собственного ребенка всегда была задачей, прежде всего, родителей. Именно поэтому всегда были ученики разные - хорошие и плохие.
Моё мнение.
09:43  6 марта 2012
Мозговитый
Ответов: 1(6)

"Капка" хорошо ответила, я лишь пару моментов добавлю.

Во-первых, никто не мешает делать профильные классы и преподавать углубленную литературу именно в гуманитарном классе. В письме учитель сетует, что не может отныне преподавать литературу ВСЕМ на высоком уровне. А зачем всем-то? Ну были олимпиадники, но они и сейчас будут, из профильного класса. И будут они в литературе не на полголовы выше своих одноклассников (которых всех заставляли брать повышенный курс), а на целую голову выше учеников из тех классов, которые профильные не по литературе. Наоборот, в профильном классе можно идти дальше и глубже, чем в "едином для всех". Литература и серьезные ребята от этого только выиграют.

Во-вторых, я так понимаю, учитель в своем письме утверждает, что если не преподавать ВСЕМ детям литературу на высоком уровне, из детей вырастет бескультурное быдло. Гм, спорное утверждение, которое очень легко делать, потому что на практике в эксперименте не проверишь. Мое мнение - быдло, оно и есть быдло, оно заложено в генах и в семье, и воспитательный труд учителя хоть и имеет положительное значение, но крайне минимальное. На общих уроках это быдло будет лишь тормозить нормальное изучение литературы.

Таким образом, специализация по профильным классам должна решить и проблему плачущих учителей, и проблему развода серьезных ребят с панкующим быдлом. Вот о чем надо писать, а не об отмене обязательной литературы. Новый стандарт не запрещает профилирование, даже наоборот, в чем-то поощеряет, оставляя лишь минимум в качестве обязаловки для всех. Весь мир специализируется, потому что более невозможно быть Ломоносовым, который успел сделать себе имя и в физике, и в химии, и в литературе, и в просвещении. Все, объем информации таков, что новому Ломоносову и пяти жизней не хватит, чтобы стать ведущим во всех этих областях. Пришло время профилировать образование, это лишь следствие прогресса цивилизации.

14:46  8 марта 2012
Лена
Ответов: 1(3)
Недавно ехала в электичке и студенты!!! выясняли кто написал "Путешествие из Петербурга в Москву"
Варианты прозвучавших ответов:
- Чацкий!!!
-Грибоедов
- Пушкин
минут через 10 активного обсуждения кто-то вспомнил Чаадаева, в конце концов они вспомнили Радищева. Судя по возрасту это были дети-ЕГЭшники.
Замечу, сидящие рядом люди старшего поколения даже оборачивались на них и шептали губами "Радищев", а они школу заканчивали лет этак двадцать назад...
Страшно...
18:22  10 марта 2012
proffi
Ответов: 0
Думаю Вы не правы!!!
Только сегодня у меня была 3-х дневная дисскуссия с сыном (сейчас преподаватель литературы и русского языка 14 лет преподавания в начальных классах в др.р-не МО, говорит один в один как Вы! но я с Вами не согласен! Если Вы и такие как мой сын уйдёте... то кто останется.... кто будет формировать будущее Российское общество??? Он мне сказал... лучше я буду работать дворником, чем смотреть "ролики", которые будут выкладывать мои ученики в Рунете, мне нервы дороже...
11:13  13 марта 2012
nafnaf
Ответов: 1
Поговорили и все? А 82 школа продолжает превращаться в обыкновенную сельскую школу. И опять встают вечные(для Росии) вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?".
Администрация сайта за информацию, размещённую зарегистрированными на Черноголовка.ру пользователями, ответственности не несёт.
© Черноголовка.ру 2000-2024   Обратная связь