«Борис Годунов» из Нью-Йорка – в динамичной авторской версии Модеста Мусоргского и с харизматичным Рене Папе в главной партии Концентрированная авторская, принадлежащая Модесту Мусоргскому версия «Бориса Годунова» датирована 1869 годом. В последние десятилетия она приобретает все большую популярность. После долгого перерыва Метрополитен опера преобразовала свою костюмную постановку 2010 года именно в эту редакцию, которую можно дать без антракта, что позволяет жесткая, цепляющая, современно звучащая оркестровка Мусоргского. В главной партии мы слышим благородный голос Рене Папе и видим его сдержанную, осмысленную игру.
Долгих 14 секунд длилась тишина в зале Метрополитен оперы после того, как на спектакле 9 октября 2021 года затихла последняя нота «Бориса Годунова». И лишь потом разразились аплодисменты – такое впечатление произвело это исполнение на нью-йоркскую публику, соскучившуюся по опере за те полтора года, что театр был закрыт. А шедевр русской оперы в Нью-Йорке не слышали еще дольше.
Постановка Стивена Уодсворта – с богатыми, претендующими на русскую традиционность костюмами и лаконичными, если не сказать схематичными, декорациями – была сделана в 2010 году вместе с Валерием Гергиевым и представляла собой развернутую компилятивную версию из разных редакций. Теперь театр влил в старые мехи авторскую редакцию 1869 года – концентрированную, без польского акта и сцены под Кромами, без знакомой расцвеченной оркестровки Римского-Корсакова, продолжительностью чуть более двух часов и играемую как один акт из семи картин.
За пультом – Себастьян Вайгль. В изобразительном ряде главенствуют символы – царский трон, гигантская книга-летопись, которую пишет Пимен, и игрушка убиенного царевича Дмитрия: её олицетворяющий совесть Юродивый еще в прологе вручает новому царю Борису.
В главной партии один из виднейших басов современности немец Рене Папе, обладающий очень благородной манерой пения, далекой от утрированных псевдо-шаляпинских клише. И весь состав исполнителей превосходен: Айн Ангер – Пимен, Максим Пастер – Шуйский, Дэвид Батт Филип – Лжедмитрий. Особых похвал заслуживает хор Мет, которому оказалась под силу русская «народная музыкальная драма», как назвал это произведение сам Мусоргский.VIDEO