Вектор на приоритетное использование технологий мусоросжигания противоречит действующему законодательству и основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами в РФ.
Приоритет снижения класса опасности отходов в местах их образования и утилизации перед их сжиганием закреплен в федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п.1 г) Поручений Президента по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Развитие мусоросжигания на территории РФ недопустимо.
Предотвращение образования отходов, их повторное использование, раздельный сбор отходов и их утилизация являются необходимым условием для устойчивого развития страны и охраны окружающей среды.
Зарубежная практика показывает, что эффективность автоматизированных сортировок смешанных отходов приводит к снижению качества вторичного сырья в сравнении с раздельным сбором на местах и не несет никакой воспитательной функции населения.
Между мусоросжигательной и перерабатывающей отраслями существует конкуренция за отходы.
Поддерживая в первую очередь строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ), Правительство РФ блокирует развитие отрасли вторичной переработки, так как самые теплотворные фракции (полимеры и макулатура) являются и самыми востребованными на рынке вторсырья.
Мусоросжигание опасно для здоровья населения.
При сжигании твердых коммунальных отходов (ТКО) образуется множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжелые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены). Зарубежные исследования подтверждают существование зависимости состояния здоровья людей от близости их проживания к МСЗ. Отсутствие раздельного сбора отходов в России подразумевает попадание в состав твердых коммунальных отходов опасных материалов, повышая вредное воздействие МСЗ на окружающую среду.
МСЗ не решают проблему накопленных отходов и свалок.
Подвергать сжиганию содержимое многолетних свалок еще более опасно, так как ТКО на этих свалках не только перемешаны, но уже и вступили в реакцию друг с другом, образуя неисследованные соединения. Единственный приемлемый способ ликвидации свалок – это их грамотная рекультивация. В то же время использование технологий мусоросжигания не предполагает отказ от свалок, т.к. золу и шлаки от сжигания тоже надо где-то захоранивать.
Сжигание твердого топлива, произведенного из ТКО, равнозначно сжиганию самих ТКО.
Это обусловлено тем, что в состав твердого топлива из ТКО входят все те же фракции, что и в ТКО, включая опасные отходы, которые при горении образуют высокотоксичные соединения. Использование данного топлива ведет к уничтожению полезных ресурсов, нарушает принципы циклической экономики и препятствует устойчивому развитию.
Опыт зарубежных стран, использующих мусоросжигание, рассматривается однобоко и не является примером для подражания.
Закупающая у соседей мусор Швеция как раз и является аргументом против МСЗ. Высокий уровень раздельного сбора и переработки собственных отходов не оставляет сырья для поставок на уже существующие МСЗ. Шведы стали заложниками ошибочной политики предыдущих лет, направленной на уничтожение ресурсов.
Сжигание отходов не является их утилизацией.
В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» выделяется два совершенно различных способа обращения с отходами – утилизация (переработка, регенерация, рекуперация) и термическое обезвреживание (уменьшение массы отходов, включая сжигание). Приоритет утилизации над сжиганием закреплен законодательно. Недопустимо манипулировать сознанием населения путем подмены понятий.
Энергия от сжигания ТКО не является возобновляемой.
Возобновляемую энергию получают из возобновляемых природных ресурсов (солнечный свет, ветер, приливы и т.д.), которые пополняются естественным путем. ТКО содержат фракции, произведенные из исчерпаемых источников энергии (нефть и газ). Приравнивать энергию от сжигания ТКО к возобновляемой – неверно, особенно в свете того, что сжигание – это уничтожение природных ресурсов, которые можно вернуть во вторичный оборот.
Мусоросжигание – дотационный способ обращения с отходами.
Инвестиции в строительство МСЗ настолько высоки, что вернуть их возможно только с помощью различных субсидий и налоговых льгот. Один из способов – объявить энергию от сжигания ТКО возобновляемой и ввести на нее «зеленый» тариф, который обяжет участников оптового рынка электроэнергии закупать энергию у МСЗ. Разница в тарифах будет переложена на конечного потребителя либо будет компенсироваться за счет субсидий из бюджета. Госбюджет, формируемый за счет налогов от населения и предприятий, может быть потрачен на развитие действительно возобновляемых источников энергии, создание новых рабочих мест в отрасли вторичной переработки и научные изыскания, направленные на поиск путей снижения нагрузки на окружающую среду.