55.250056.750060.000061.50001.06001.1000
Вы хотите опубликовать свою статью?
Мы с удовольствием разместим Ваш очерк, статью, репортаж или просто зарисовку о жизни в Черноголовке. Присылайте свои материалы администратору.

Публикации / Общество

27 мая 2013
Размышляя над детскими рисунками

В апреле–мае прошлого года силами активистов Движения «Суть времени» было проведено беспрецедентное исследование: тысячи детей по всей России по просьбе «Сути времени» рисовали свою семью, своих героев, себя в будущем и свою страну. Всего в исследовании участвовали 3477 детей из 63 регионов России.

Но почему рисунки? – могут нас спросить. Почему «просто» не спросить детей о том, кем они хотят быть и как, и где жить, о чем они мечтают, кем восхищаются и т.д.? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно. Дело в том, что рисунок ребенка на заданную тему – это своеобразное интервью, данное им при помощи изобразительных средств. Причем это интервью проективное: в рисунке проявляются такие представления и переживания детей, которые ими полностью (а иногда и вообще) не осознаются, которые им трудно или невозможно вербализовать (выразить в словах) и т.д.

Часть 1: О своём будущем


Хорошая профессия. Наиболее часто будущее представляется как воплощение мечты ребенка «стать кем-то» – он изображает себя как представителя какой-то профессии. Преобладают (примерно 60%) модные и престижные профессии, так или иначе связанные с шоу-бизнесом: актер, спортсмен, певец, модель, балерина, художник, дизайнер. Вторая по встречаемости группа (28%) – «обычные» профессии: врач, водитель, электрик, продавец, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, автомеханик, повар, учитель. «Героические» профессии – на третьем месте (10%): спасатели, военные, летчики, пожарные, полицейские.

«Нормальная» жизнь. Очень часто (практически так же часто, как и мечта о профессии, а иногда – в соединении с ней) встречается представление о будущем как о достижении определенных (высоких!) стандартов уровня жизни. Свой дом, свой автомобиль, своя собака, своя лошадь, свой вертолет... Своя вилла с бассейном, своя «Феррари», свои бриллианты... Свой магазин, свой салон красоты, своя автомастерская... И много-много денег: миллионы в мешках, работа банкиром, президентом («потому что у него есть машинка для печатания денег»). Сюда же примыкают рисунки, в которых изображено достижение семейного счастья (чаще у девочек): я и мой будущий муж, я и принц (я – принцесса и принц, я – Золушка и принц), моя свадьба, моя будущая семья, я и мои дети на моей даче, я и моя семья в моем доме (в моей машине).

Реализация сегодняшних желаний или просто обыденность. Значительная часть детей вообще не может представить будущее – они рисуют либо обычные дела и события, либо – реализацию собственных желаний. Я иду в детский сад, в школу. Я рисую в художественной школе. Я что-то делаю. Хочу поехать к бабушке на дачу, на море с мамой, получить вещь в подарок.

Будущее – это фантастика. Довольно редкая категория, но все же заметная. Чаще всего изображаются новые средства транспорта, летающие дома, ракеты, летающие тарелки, летающие автомобили, роботы, двигающиеся дороги, фантастические города.

Будущее – это сказка. Редко, но встречается: я супермен, я с мамой на даче гуляю с инопланетянами, папа – король, мама – королева, я – принцесса, это моя сказочная страна.

Будущее – мечта. Почти незаметное количество рисунков. Относятся к рисункам профессий и «нормальной жизни» примерно как 1 к 100. Будущее – это воплощение «большой» мечты: хочу полететь в космос, хочу совершить кругосветное путешествие.





























Общее впечатление, которое складывается довольно быстро при просмотре рисунков и потом только усиливается – отсутствие у детей какого бы то ни было позитивного образа будущего, который в советское время формировался с помощью популяризации науки и научно-технической фантастики. Между сказочным будущим, в котором дети понарошку представляют себя Золушками, принцессами, феями, Гарри Поттерами и Суперменами, и тусклой обыденной реальностью, скрытой за яркими красками детских рисунков, в сознании детей существует огромный, космического масштаба разрыв. Настоящий футурологический вакуум. В этом вакууме нет никаких позитивных представлений: ни о рае (земном или небесном), ни о мире во всем мире и счастье для всех, ни о победе над болезнями, ни о завоевании других планет. В этом вакууме летают жалкие остатки советских представлений о будущем, заложенные космической эрой и научной фантастикой – в лице Гагарина и Стрелки с Белкой. В рисунках нет ни одной фантастической новой идей, связанной с современной наукой. Да что там фантастические идеи! – в рисунках детей о будущем (!) вообще отсутствует наука. Её нет. Совсем.

В этой «футурологической пустоте» пространство возможностей детей при конструировании образа будущего резко ограничено. И вполне естественно, что все «мечты» смещаются в сторону «нормальной жизни», в которой единственно возможным становится достижении благополучия, семейного счастья, получение любимой, надежной или престижной профессии (стоматолог vs. доктор), достаток и богатство, чаще всего выраженный формулой «свой дом + свой автомобиль + своя семья». Но дети же фантазеры, они должны мечтать, и многих не устраивает такое «богатое» в прямом смысле слова, но скучное будущее. И тогда они начинают мечтать о карнавале – вот и появляются сотни «мечт» о том, как они станут рок-звездами, певицами, актерами и актрисами, моделями...

Этот футурологический вакуум не является чем-то естественным. Он тщательно и продуманно организован, что ярко выявляется в рисунках «Мой герой». Но об этом – в следующий раз.

Юлия Крижанская, Андрей Сверчков
газета “Суть времени”

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


Комментарии:
Баба Яга   16:02  27 мая 2013
Грустно как-то становится от таких мечт. Редко у кого на картинке мелькнёт трава и деревья, ни лесов, ни полей, ни рек - асфальтных джунглей человек. Любимый карандаш - красный, ну это-то ладно, но зелёный ведь у детей никто не отбирал... Зомбоящик рулит!
Anonymous   16:40  27 мая 2013
Очевидно, что авторы статьи специально подобрали рисунки в таких цветах, чтобы сгустить краски. Мои детишки рисуют, хоть и нет хорошо, но совсем в другой палитре.
Павел   19:56  27 мая 2013
Всё объясняется гораздо проще. Это статья из газеты "Суть времени", где все иллюстрации набраны черным и красным цветами. Просто все уже привыкли, и не обращают внимание.
Вам спасибо за замечание, сейчас запросили оригинальные картинки, уже заменяем. В ближайшее время картинки вывесим оригинальные, а не из газетной статьи.
Некто   06:50  28 мая 2013
Павел, поясните пожалуйста, что Вы хотели сказать тем, что указали на чёрный и красный цвет красок?
Павел   09:07  28 мая 2013

Уважаемый Некто. Сказать я хотел лишь то, что вся газета, включая иллюстрации, набирается чёрным и красным цветами.
Это не полноцветное издание вроде "7 дней". В отличие от них, в газете "Суть времени" очень мало картинок и много текста. Зачастую, текста, рассчитанного минимум на двукратное внимательное прочтение.

А по статье и самим рисункам, я бы лично указал на комментарии авторов. Об отсутствии будущего, которое заменено в детском восприятии на образ достатка. Или карнавала (пока ещё не в том глубоком смысле, который упоминал Бахтин).

Anonymous   10:51  28 мая 2013
Ну что ж, вот вы сами и ответили на все вопросы к детям.Дети- наиболее чувствительная часть общества к окружающей их среде.Они отражают эту среду в своих картинках. Каковы рисунки детей-такова окружающая нас среда, вот и всё.
Некто   10:54  28 мая 2013
Рисунки детей говорят о доминировании тех идей, которые нас окружают. А нас окружают- сплошные "телезвезды", Навальные, журналисты- то есть все то, что идет с экранов телевизора в виде готовых картинок, где не надо фантазировать.
Некто   10:58  28 мая 2013
Вглядитесь внимательно в рисунки- это передачи телевизионных каналов, только на бумаге и в исполнении детей.Отображения и фантазий из книг в рисунках нет.
Anonymous   21:48  28 мая 2013
Вообще-то я удивлен включением в список второй группы ( там где 28 процентов) таких профессий как электрик ( ну, это ещё куда ни шло) и "мастер по ремонту бытовой техники". Вот последнюю профессию я, уже давно взрослый человек, с трудом бы назвал ( с засилием кредитов и наличия различной техники на прилавках я считал её почти вымершей, ну, разве что в глубинке ещё оставшейся).
Anonymous   17:54  29 мая 2013
Заканчивайте писать комментарии и почитайте книгу детям=)
Anonymous   20:41  29 мая 2013
Поздно...они уже выросли.
Anonymous   20:46  29 мая 2013
=)
Павел   15:31  2 июня 2013   [ Послать сообщение автору комментария ]
Если дети мечтают о красоте, благополучии, достатке, яркой, но мирной жизни - это прекрасно! А вот кургиняновцы мечтают о мобилизациях, страхе, крови, насилии. Хорошо, что дети за ними не пойдут, и их социальная база в благополучном обществе становится всё меньше.
Павел   21:13  2 июня 2013

Павел, откуда вы всё это берёте? Страх, кровь, насилие? Здоровы ли вы - беспокоюсь.
Речь идёт о детских мечтах, о роли науки и научной фантастики, об образе лучшего будущего для нас всех.

Прекрасное далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.

От чистого истока
В прекрасное далёко
Я начинаю путь.

-- вот какие сочиняли песни. Эти песни формировали человека, его мечты, его идеальное.

А вы всё как в анекдоте: "доктор, откуда вы такие картинки берёте?!"
Честно говоря, грустно читать такое от взрослого и состоявшегося человека.

некто   12:01  3 июня 2013
Павел, пока я в рисунках вижу гиперэгоцентризм детей. Посмотрите, они представляют себя в центре всеобщего внимания, все вокруг ими восхищаются. Весь мир вокруг них, а не их гармония с миром и никакой самореализации в труде-(только один рисунок с ветеринаром на приёме). Если дом- так с огромным забором, отгороженным от мира.Иерархия ценностей:семья ( это похвально), отдых и развлечения и только потом-работа.
Павел   20:42  3 июня 2013
Уважаемый некто, спасибо за ценное замечание. Согласен.
Некто   00:43  4 июня 2013
Благодарю за редко встречающееся на этих электронных страницах отношение вот именно что к ЗАМЕЧАНИЮ, но никак не поучению.Почаще бы вот такого рода диалоги, а не тыкания друг друга по типу-"сам дурак". :-)
Александр   03:06  4 июня 2013   [ Послать сообщение автору комментария ]

"А вот кургиняновцы мечтают о мобилизациях, страхе, крови, насилии. Хорошо, что дети за ними не пойдут, и их социальная база в благополучном обществе ..."

- Нужно дать конкретные примеры благополучных обществ

Ваш комментарий
Комментарий
Ваше имя
Ваш E-mailсообщать о будущих комментариях
Контрольное число


© Черноголовка.ру 2000-2017   Обратная связь